Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
определили по сути основные глобальные компетентности.
Традиционно цели высшего образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий.
Важны в учебно-воспитательном процессе:
В связи с этим в современном преподавательском процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных преподавателей к организуемой ими учебной деятельности студентов.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления.
Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник вуза. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.
Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.
Модель выпускника нашего университета:
Выпускник должен:
Таким образом, создание модели компетентного выпускника и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.
© Astana University | Все права защищены. Разработано веб-студией "Intemedia"
ЖАНСАГИМОВА АЯГОЗ ЕРЖАНОВНА
Доктор PhD «Туризм» Проректор по УМР университет «Астана»
В 2013 году закончила докторантуру в Евразийском национальном университете по специальности «Туризм» и в этом же году защитила докторскую в диссертационном Совете КазНУ им.Аль-Фараби.
Сфера научных интересов – кластерное развитие экономики и туризма, агротуризм, ВШП в рамках ЦАРЭС.
По результатам научно-исследовательской деятельности опубликовано порядка 65 статей в зарубежных и отечественных журналах, в том числе Scopus статьи, Clarivate Analytics, учебные пособия, монографии.
Индекс Хирши 2.
Зарубежные стажеровки и достижения:
2011 г. г. стажировка в университете Лилль1, г.Лилль (Франция).
2012г. докладчик в зарубежной конференции г.Фетхи (Турция)
2013г. участник «EXPO – 2013» в Чикаго (США)
2013г. докладчик на конференции г.Сеул (Ю.Корея)
2014 г. присвоено звание Академика МАИН РК.
2014 г. член Казахского Национального географического общества.
2015г. курсы английского языка в г.Лондон (Англия)
2018г. Советник Председателя Евразийского союза туристов
2019г. докладчик на конференции Горный Алтай (РФ)
2019г. участник среди 11 стран регионального семинар «Устойчивое развитие туризма в регионе ЦАРЭС».
2019г. Заместитель председателя диссертационного совета Казахской национальной академии спорта и туризма
Фамилия, имя, отчество: Джангарашева Назымкуль Владимировна
2. Индивидуальный идентификационный номер (ИИН): 620313402430
3. Должность, место работы, службы:
4. Пол: женский
5. Год и место рождения: 13 марта 1962 г. г. Бишкек
6. Национальность: казашка
7. Образование: высшее
8. Ученая степень, ученое звание: доктор экономических наук, профессор.
9. Какими государственными наградами Республики Казахстан награждена и дата награждения: Нагрудной знак «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан»25.12.2017;
2. Награждена «Медалью имени Ы.Алтынсарина» 15.12.2019
10. Домашний адрес: г.Алматы, 9 микрорайон, д. 3, кв.49
11. Общий стаж работы: 34 года
12. Стаж работы в отрасли: 30 лет
13. Стаж работы в данном трудовом коллективе: 16 лет
14. Характеристика с указанием конкретных особых заслуг награждаемого:
Джангарашева Назымкуль Владимировна в 1983 году окончила Алма-Атинский институт народного хозяйства, Министерством сельского хозяйства была направлена специалистом в Казахский научно- исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства.
Свою трудовую деятельность в КазНИИЭОСХ начинала со старшего лаборанта, в 1984 году за высокопрофессиональное отношение к работе была переведена на должность старшего экономиста отдела «Растениеводства и животноводства».
В 1985 году поступила в аспирантуру этого же института, после окончания которого, была принята и младшим научным сотрудником отдела: «Основных фондов и капитальных вложений». В 1989 годууспешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наукпо теме «Основные направления повышения экономической эффективности овцеводства как дополнительной отрасли» (на материалах неовцеводческих хозяйств Алма-Атинской области (г. Москва).
Работая в КазНИИЭОСХ, принимала активное участие в разработках научных отчетов отдела животноводства и растениеводства: в отделе основных фондов и капитальных вложений, являлась соавтором в разработке системы ведения сельского хозяйства Алма - Атинской области. Участвовала в разработке и внедрении в производство оптимальных параметров перспективных агропромышленных формирований в скотоводстве и овцеводстве, специализации сельхозпредприятий в условиях межхозяйственной кооперации.
Принимала активное участие в международных и республиканских научно-практических конференциях. В 2007 году в КазНИИЭАПК и РСТ защитила докторскую диссертацию по теме «Развитие маркетинга в агропромышленном комплексе Казахстана (теория, методология, практика)».
Занимая должность доцента кафедры «Менеджмент и маркетинг» в Алма-Атинском зооветеринарном институте, декана экономического факультета Центрально-Азиатского университета, Джангарашева Н.В. внесла значительный вклад в развитие системы высшего образования.
Как известного ученого в области экономики сельского хозяйства в апреле 2010 года включили в состав диссертационного совета КазНИИЭАПК и РСТ, с 2010 по 2013 годы являлась членом диссертационного совета в КазНАУ, в 2014-2015 годы членом диссертационного Совета КазНУ по специальности «Маркетинг».
С 2011-2012 г.г. в качестве проректора по учебно-методической работе Алматинского гуманитарно-технического университета внедрила кредитную технологию обучения, университет вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, заключил соглашения о сотрудничестве с 10-ю зарубежными вузами.
Совместно с коллективом Центрально-Азиатского университета с сентября 2012 г. по настоящее время, занимая должность проректора по учебно-методической работе, осуществила переход университета на трехуровневую подготовку специалистов: бакалавр-магистр-доктор PhD, внедрила кредитную технологию обучения.
Под руководством Джангарашевой Н.В. в ЦАУ проводится планомерная работа по достижению вуза мирового уровня образования. Она приняла участие в разработке стратегического плана развития университета на 2010-2020 гг.
С 2010 года является член- корреспондентом Международной академии информатизации, входит в Союз проектных менеджеров. Ею создана в республике школа ученых-экономистов, подготовлены свыше 30 магистрантов и 3 кандидата наук. Она является автором более 135 научных трудов, 3 монографий, опубликованных в Казахстане, странах дальнего и ближнего зарубежья, 5 учебных пособий, 5 научно-практических рекомендаций и патентов.
Особым спросом у студентов и магистрантов Казахстана пользуются учебные пособия Джанагарашевой Н.В. «Реклама товаров и услуг», «Тауарлар мен қызметтер жарнамасы», «Экономика землеустройства» и другие методические разработки по экономике.
В настоящее время Джангарашева Н.В. является членом Народно-демократической партии «НурОтан», членом редакционной коллегии журнала «Поиск», членом редакционной коллегии журнала «Вестник ЦАУ».
За новаторскую работу в области высшего образования награждена «Золотой медалью» Российской академией естествознания.
Научно-педагогическая деятельность Джангарашевой Н.В характеризуется как высокопрофессионального и высококвалифицированного ученого и педагога, отличающегося широким экономическим интеллектом, большим опытом и умением работать с молодыми кадрами, осуществлять учебно- методическую работу в широком спектре.